Фэндом

Геополитика - буржуазная, реакционная концепция, использующая извращённо истолкованные данные физической и экономической географии для обоснования и пропаганды агрессивной политики империалистических государств. Основные идеи Г.— утверждение решающей роли физико-географических условий в жизни человеческого общества и неравноценности рас (см. Расизм). Используются также теории социального дарвинизма (см. Социал-дарвинизм) и мальтузианства (см. Мальтузианство). Геополитики прибегают к широкому использованию понятий «жизненного пространства», «естественных границ», географического положения для оправдания милитаризма и захватнических войн.

Геополитическая концепция возникла в период империализма. Первыми представителями Г. были шведский государствовед-пангерманист Р. Челлен, который предложил во время 1-й мировой войны 1914—1918 термин «геополитика» (как учение о государстве — географическом и биологическом организме, стремящемся к расширению), немецкий географ Ф. Ратцель, английский географ X. Маккиндер, американский адмирал А. Т. Мэхэн. В период между двумя мировыми войнами Г. усиленно культивировалась в Германии. Г. стала официальной доктриной немецкого фашизма. Главой немецких геополитиков был генерал К. Хаусхофер, основатель и редактор (в 1924—44) журнала «Цайтшрнфт фюр геополитик» («Zeitschrift für Geopolitik»), пропагандировавшего идеи реваншизма и агрессии; К. Хаусхофер был тесно связан с руководящей верхушкой фашистской партии. В США в 40-х гг. идеи Г. развивали Н. Спикмен и др. географы и социологи.

После 2-й мировой войны 1939—45 Г. стала возрождаться в США, ФРГ и др. империалистических государствах для оправдания милитаризации своих стран, агрессивной политики и идей реваншизма, направленных против социалистических стран и национально-освободительного движения. В ФРГ с 1951 снова выходит журнал «Zeitschriftfür Geopolitik»; возродился «Союз геополитики». Современные геополитики пытаются объяснять противоположность между социалистическими и капиталистическими странами географической обусловленностью".

(Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978).

Также на Фэндоме

Случайная вики