ФЭНДОМ

Национал-большевизм — политико-философская парадигма, возникшая в среде русской эмигрантской интеллигенции и в послевоенной Веймарской Германии. Суть национал-большевизма заключалась в попытке соединить социализм и русский национализм.

Национал-большевизм в Германии Править

Движение зародилось вследствие Первой мировой войны, в разрушенной Германии, раздираемой конфликтами между марксистскими спартакистами и партизанскими националистами. Синтез двух новых идеологий — большевизма, проявленного в Октябрьской революции, и нового национализма, модернизированного Великой войной, отныне опирающегося на массы и вкус к технике — сформируется в Германии исходя из двух основных элементов:

сближение интересов Германии и Советской России,

несколько совпадающих идентификационных признаков в идеологии, методах или стилях, между большевизмом и национализмом.

В буквальном значении, национал-большевистское движение составляет течение крайнего меньшинства, ограничивающегося малым числом мыслителей и политических групп. Некоторые возводят их рождение, в апреле 1919 года, к мысли Паула Эльцбахера, профессора права в Берлине, известного своими трудами по анархизму, и депутата-националиста в Рейхстаге в 1919 году. Он предлагает союз Германии и Советской России против Версальского договора. Это предложение отвечает требованиям теории Хартленда, по которой контролирующий Россию и Германию будет контролировать весь мир.

В 1919 году национал-большевистское движение развивается в Гамбурге вокруг двух лидеров коммунистической революции этого города: Хайнриха Лауфенберга (1872—1932 годы, Председатель Совета рабочих и солдатских депутатов Гамбурга в ноябре 1918 года) и Фридриха или Фрица Вольффхайма (1888—1942 годы, бывший синдикалист в США, затем в Гамбурге. Еврей, погибший в концентрационном лагере). Они руководят национал-большевистской тенденцией в Германии и внутри Коминтерна. Будучи изгнанными в октябре 1919 года из официальной компартии (КПГ), они входят в Коммунистическую рабочую партию (КПРГ), которая остаётся в Интернационале до 1922 года. В свою очередь, КПРГ выгоняет из своих рядов национал-большевиков. С тех пор, национал-большевизм стал движением индивидуальностей и малых групп.

Среди национал-большевистских групп фигурирует группа Фридриха Ленца и Ханса Эбелинга вокруг обозревателя «Der Vorkampfer» (нем. передовой боец, боец авангарда, около 1930—1933 гг.), который пытается реализовать идеологический сплав идей Карла Маркса и немецкого экономиста Фридриха Листа. Следуя некоторым современным национал-большевикам, вне обозревателя был создан т. н. «Круг исследований планового хозяйства» (или «Арплан»), имевший как секретаря актёра Сопротивления и антинациста Арвида Харнака.

После прихода к власти нацистов в 1933 году, большинство национал-большевиков высказываются за Сопротивление против нацизма, тем временем как некоторые национал-большевистские группы сотрудничают с режимом, такие как Союз прозрения (нем. Fichte Bund) (созданный в Гамбурге и подвластный КПРГ), руководимый профессором Кессенмайером (совместно с бельгийцем Жаном Тириаром, тогда ещё молодым рексистом).

Эрнст Никиш Править

Самая знаменитая личность национал-большевизма во время Веймарской республики — Эрнст Никиш (1889—1967). Этот социал-демократический преподаватель (с 1919—1922) был исключен из Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в 1926 году из-за своего национализма. Позднее он перешел в маленькую Социалистическую партию Саксонии (СПС), которую обратил в свои идеи. Он оживил обозреватель «Widerstand» (нем. Сопротивление), который получил большое влияние на молодёжь до 1933 года. Движение Никиша объединяло людей пришедших как слева, так и из правого национализма. После 1933 года он вошел в оппозицию нацизму, был депортирован в концентрационный лагерь (1937—1945). После 1945 года, он был преподавателем в ГДР. В 1953 год иммигрировал на Запад.

Национал-большевизм в России Править

Термин «национал-большевизм» был введен русским эмигрантом Николаем Устряловым в 1921 году.

В среде русской эмиграции 1920-х годов сторонники национал-большевистского или сменовеховского течения высказывали мысли о возможности примирения советской власти и русской эмиграции. Высказывались идеи о возможности эволюции советской власти к национализму, об изживании «интернациональных» элементов революции 1917 года. Идеи национал-большевизма вскоре потеряли популярность, так как не было никаких реальных признаков эволюции национализма в Советском Союзе, и СССР оставался интернационалистским государством до самого его распада в 1991 году.

Элементы национал-большевизма можно обнаружить в советской пропаганде и массовой культуре сталинского периода. В конце 1930-х советская пропаганда начала использовать известные имена русской истории, такие как Суворов или Александр Невский для мобилизации массовой поддержки перед приближающейся войной.

В 1990-е Эдуард Лимонов и Александр Дугин стали назвать себя идеологами национал-большевизма. Лимонов возглавил незарегистрированную Национал-большевистскую партию. 

Позже возникла оппозиция Лимонову к привлечению союзников вне зависимости от их политических убеждений; некоторые покинули НБП и сформировали Национал-большевистский фронт (НБФ).

Существуют национал-большевистские группировки в Израиле и в частях бывшего СССР, которые связаны с НБПР. Другие группы, такие как франко-бельгийская Общая национал-европейская партия, которая также показывают национал-большевистское желание создания единой Европы (также как и её многие экономические идеи), и французская политическая фигура Кристиана Буше также получили влияние данной идеи.

Идеология Править

  • Национал-большевизм резко антикапиталистичен.
  • Национал-большевизм близок к сталинизм. 
  • Национал-большевики поддерживают смесь Новой экономической политики Владимира Ленина и фашистского корпоративизма.
  • Национал-большевизм идеалистичен и ссылается на Георга Гегеля и представляет его как отца идеализма. 
  • Национал-большевизм крайне традиционалистичен в манере Юлиуса Эволы. Среди других заявленных предшественников движения находятся Жорж Сорель, Отто Штрассер и Хосе Ортега-и-Гассет.
  • Национал-большевики как правило не религиозны, но и не враждебны к религии.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики